Решение BASF для объекта Беломорско-Балтийского канала
12 октября / 2018
По разным оценкам, общее количество гидротехнических сооружений в России составляет от 35 до 40 тысяч, а численность населения, проживающего в непосредственной близости от них, достигает 10 млн человек. При этом многие объекты в течение 50 и более лет эксплуатируются без ремонта, что не только снижает эффективность их использования, но и превращает в источники потенциальной опасности. Более двух тысяч гидротехнических сооружений, согласно данным 2018 года, вообще остаются бесхозными.
В их числе плотины, водосбросные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы. Наибольшее число таких объектов расположено в Центральном и Приволжском федеральных округах. Однако, по мнению экспертов, существующие на сегодняшний день технологии делают возможным за достаточно короткий срок отремонтировать и привести в рабочее состояние большинство аварийных объектов.
«Появление специальных решений для ремонта бетона, в том числе в экстремальных условиях, позволило пересмотреть традиционный подход к ремонту гидротехнических сооружений и разработать современную технологию их восстановления. Принципиальным отличием стала возможность подбора продукта, обладающего необходимыми параметрами для оптимального сочетания ремонтного состава с бетонным основанием. Поэтому сегодня мы можем практически в любой ситуации обеспечить сплошной контакт ремонтного материала и бетонной поверхности, высокую прочность сцепления, морозостойкость контактной зоны и совместную работу решения и ремонтируемой конструкции», – объясняет Михаил Смирнов, продакт-менеджер направления «Ремонт бетона» концерна BASF, ведущего мирового производителя строительной химии.
В качестве иллюстрации эксперт приводит опыт применения специальных составов BASF серии MasterEmaco для ремонта бетона на объектах Беломорско-Балтийского канала. Проект стартовал в 2008 году. К тому моменту железобетонные конструкции шлюзов эксплуатировались уже более 50 лет, а отдельные объекты – с середины сороковых годов XX века. Помимо солидного возраста, на состояние конструкций оказали немалое влияние исторические условия их строительства, а также суровый климат региона. В результате объекты оказались в ограниченной работоспособности и уже не отвечали необходимым требованиям безопасности.
После детального обследования сооружений для их ремонта было решено использовать бетон, приготовленный на основе расширяющегося (безусадочного) цемента MasterEmaco A640, отличающегося высокой ранней и конечной прочностью, морозостойкостью, водонепроницаемостью, хорошей адгезией к бетону и арматуре.
Ремонтные работы были проведены на десяти объектах: плотине № 21 в поселке Надвоицы (2008–2009 гг.) и шлюзах № 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12 и 15. Помимо решений на основе цемента MasterEmaco A640, который применялся для ремонта глубоких разрушений, применялся и ряд других материалов, в том числе быстротвердеющие смеси, микроцемент для ремонта трещин, ингибиторы коррозии др. Кроме того, для ухода за свежеуложенным бетоном было использовано специальное плёнкообразующее средство MasterKure 216WB на основе парафина. Это позволило предотвратить неравномерное испарение воды с поверхности ремонтного состава и образование поверхностных трещин.
Некоторые решения применялись впервые. Например, к их числу относится однокомпонентный высокопрочный безусадочный состав с высоким модулем упругости MasterEmaco S 5400, предназначенный для конструкционного ремонта бетона. За счёт большой допустимой толщины его нанесения (5–50 мм на один слой) специалистам компании «БалтМонолитСтрой» удалось унифицировать технологию и сразу нанести материал механизированным способом по всей высоте стен шлюзовых камер в один слой вместо двух.
«Ремонт всех объектов Беломорско-Балтийского канала проводился в холодное время года. Несмотря на сложность работ с цементными материалами в таких условиях, за десять лет, которые прошли с момента проведения работ на первом объекте, никаких нареканий от заказчика по поводу качества применённых материалов и состояния гидротехнических сооружений не поступало. Стабильный положительный результат, которого нам удалось добиться, позволил использовать аналогичные решения на других объектах, в частности в ходе реализации ремонтных работ на сооружениях Волго-Балтийского канала и на Павловском шлюзе», – отметил Михаил Смирнов (BASF).
Источник: https://www.master-builders-solutions.basf.ru/ru-cis/о-нас/новости/repairing-concrete-news